На курсе "Арт-терапия в практической психологической помощи: интеграция подходов и модальностей искусств в работе с клиентами" вы научитесь использовать творчество для психотерапии - рисунок, сочинение сказок, участие в постановках, техники изотерапии, глинотерапии, музыкальной терапии, песочной терапии и сказкотерапии.
О школе
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере» работает с 2018 года, проводит дистанционное обучение по психологии. Программы рассчитаны для: новичков, профессионалов, специалистов смежных профессий, и тех, кто интересуется психологией. В процесс обучения входит: лекции, практические задания, супервизии, консультации, видеолекции, общение с преподавателями и другими участниками.
Программа обучения
15 месяцев обучения
1560 часов
2 тарифа (профпереподготовка и общеразвивающая программа)
Общие психологические и естественнонаучные дисциплины
1. Введение в профессию. Профессиональная этика в работе психолога
- Что делает практический психолог.
- Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
- Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
- Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
- Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.
Практические задания:
Групповое: техника «Коллаж» на тему «Я практический психолог».
Индивидуальное: решение психологических задач по проблемам этических, нравственных дилемм в деятельности психолога.
2. Анатомия и физиология центральной нервной системы
- Как выглядит и работает центральная нервная система (ЦНС).
- Эволюционное развитие нервной системы.
- Как устроена нервная клетка.
- Что такое рефлексы и какие они бывают.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека.
- Все самое важное о спинном и головном мозге.
- Локализация различных функций в коре головного мозга.
Практические задания:
Групповое: исследование рефлекторных реакций человека.
Индивидуальное: чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.
3. Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофизиологии
- Что такое высшая нервная деятельность (ВНД).
- Представление о сенсорных системах.
- Чем отличаются безусловный и условный рефлекс.
- Что изучает психофизиология.
- Из чего состоит функциная система и какова ее роль в организме.
- Психофизиология познавательных процессов. Как работают внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
- Психофизиология эмоциональной и мотиватиционно-потребностной сферы. Как потребности, мотивы и эмоции возникают и регулируют нашу деятельность.
Практические задания:
Групповое: исследование типа темперамента.
Индивидуальное: как проходят процессы обусловливания и формирования условного рефлекса.
4. Общая психология
- Что изучает психология.
- Что такое психика.
- Психология поведения и деятельности человека.
- Как устроены ощущение и восприятие.
- Всё, что нужно знать о процессах внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.
Практические задания:
Групповое: психология – наука или искусство? Анализ предмета психологии, личный взгляд каждого.
Индивидуальное: самоанализ, как устроены мои психические процессы, их виды, функции, феномены, проявления.
5. Психология развития и возрастная психология
- Возрастная психология: с чем мы рождаемся и какие изменения происходят в процессе нашего взросления.
- Разные подходы в определении возраста и его особенностей. Возрастные периодизации.
- Что является предпосылками развития человека, как оно происходит.
- Всё, что нужно знать психологу о периодах младенчества и раннего детства, дошкольниках и школьниках, подростках и юношах.
- Как проходит молодость и ранняя взрослость.
- С чем мы приходим в зрелый возраст. Когда начинается и как проходит период старения.
Практические задания:
Групповое: исследования своего переживания возраста.
Индивидуальное: самоанализ своих жизненных этапов развития, основанный на периодизации Э. Эриксона.
6. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий
- Что изучает дифференциальная психология?
- Понятия индивид, индивидуальность, личность; какие критерии личности? Какова структура индивидуальности?
- Что такое темперамент, характер? В чем схожесть и различия? Типологии и психодиагностика.
- Что является основой способностей и условием их развития?
- От чего зависят индивидуальные различия и на каких уровнях развития человека они проявляются?
- Что такое индивидуальный стиль деятельности и жизни? Чем он обусловлен?
Практические задания:
Групповое: в формате форума обсуждение на тему: «Мои индивидуальные особенности или Чем я отличаюсь от других»?
Индивидуальное: самодиагностика индивидуального стиля деятельности и прогноз, как он повлияет на работу психологом консультантом.
7. Психология личности
- Как в психологии рассматривают личность? Рассмотрим положения, касающиеся природы человека.
- Что лежит в основе психоаналитической теории личности: З. Фрейд и его последователи.
- Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности.
- Социально-когнитивное направление в теории личности.
- Гуманистические и феноменологические направления в теории личности.
- Как рассматривается личность в отечественных теориях.
Практические задания:
Групповое: анализ защитных механизмов в теории психоанализа.
Индивидуальное: анализ типов личности по Э. Фромму и социальных потребностей по К. Хорни.
8. Социальная психология
- О чем интересном нам рассказывает социальная психология.
- Как происходит общение и возникают конфликты?
- Какие особенности есть у больших и малых групп.
- Как протекают групповые процессы?
- Место личности в социальных процессах.
Практические задания:
Групповое: обсуждение «Человек – существо социальное. Что это значит?».
Индивидуальное: разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
9. Организационная психология и психология управления
- Какие задачи решают организационная психология и психология управления?
- Представление об организации как социальной среде.
- Особенности использования власти и мотивации персонала.
- Организационная культура: из чего она состоит и зачем нужна?
- Социально-психологический климат организации.
- Поведение персонала в организации, образование групп.
- Лидерство в организации.
Практические задания:
Групповое: дискуссия о роли психологических знаний в принятии управленческих решений.
Индивидуальное: оценка социально-психологического климата в организации, разграничение понятий «власть» и «лидерство».
10. Основы клинической психологии
- Что изучает клиническая психология?
- Как различать норму и патологию, здоровье и болезнь.
- Внутренняя картина болезни.
- Психологические аспекты болезни, причины и механизмы.
- Консультирование больных людей: границы компетенции психолога.
- Специфика консультирования отдельных категорий клиентов с расстройствами здоровья.
Практические задания:
Групповое: дискуссия о границах нормы на примере конкретного случая.
Индивидуальное: оценка внутренней картины болезни клиента на основе существующих моделей (анализ случая).
11. Конфликтология и медиация
- Как проходило изучение конфликтов и путей их разрешения.
- Что такое конфликт и его влияние на жизнь и деятельность противоборствующих сторон.
- Какие бывают конфликты, из чего они состоят и как протекают.
- Особенности конфликтов в организациях и причины их возникновения.
- Как ведут себя люди в конфликтных ситуациях. Типы конфликтных личностей.
- Технологии управления конфликтами и позитивное поведение в конфликтных ситуациях.
- Как эффективно провести переговорный процесс.
- Медиация и роль посредника в переговорах.
- Как урегулировать конфликт?
Практические задания:
Групповое: решение задач по конфликтологии.
Индивидуальное: составление презентации плана проведения процесса медиации.
12. Семейная психология
- Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
- Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
- Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
- Как работать с генограммой семьи.
- Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
- Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
- Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
- Приемы работы по преодолению сопротивления.
- Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
- Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
- Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.
Практические задания:
Групповое: нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.
Индивидуальное: изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.
13. Психология детско-родительских отношений
- Семья с детьми, какая она?
- Как меняются роли супругов, когда появляются дети.
- Какие стили воспитания и общения в семье встречаются.
- Конфликты между родителями и детьми.
- Как выявить семейные проблемы? Диагностики отношений родителей и детей.
- Проективные методики для работы с детско-родительскими отношениями.
- Техники психотерапии работы с детьми и родителями.
- Как провести консультирование семьи по поводу психологии ребенка и детско-родительским отношениям.
Практические задания:
Групповое: просмотр кинофрагментов, обсуждение особенностей взаимодействия родителей и детей, конфликтных ситуаций.
Индивидуальное: Анализ кейсов по детско-родительским отношениям. Формулирование запроса для контракта. Определение стратегии по работе с данным запросом.
14. Девиантология
- Какое поведение определяют как девиантное.
- Почему возникает девиантное поведение.
- Психологические механизмы девиантного поведения.
- Какие виды девиантного поведения сейчас выделяют. В чем их особенность?
- Что нужно сделать для профилактики девиантного поведения?
- Как проводить коррекцию отклоняющегося поведения личности.
Практические задания:
Групповое: составление портрета клиента с одним из видов девиантного поведения.
Индивидуальное: подбор героев из литературы или фильмов с основными видами девиантного поведения.
Дисциплины практической подготовки психолога
15. Психодиагностика
- Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
- Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
- Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации. Валидность и надежность тестов.
- Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
- Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
- Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
- Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
- Психологический и клинико-психологический диагноз. Возможные ошибки в постановке диагноза.
Практические задания:
Групповое: проективная методика на тему «Путешествие по символам».
Индивидуальное: самооценка психических состояний и анализ результатов.
16. Психологическое консультирование
- Что такое «психологическое консультирование», как этот вид практической психологической помощи отличается от других.
- Какие клиенты могут прийти на консультирование.
- Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентами.
- Структура психологического консультирования.
- С чего начать и как закончить психологическую консультацию.
- Особенности каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.
Практические задания:
Групповое: проективная методика на тему «Эмблема и девиз психологического консультирования».
Индивидуальное: формулирование консультативных гипотез по запросам клиентов.
17. Основы психотерапии
- Может ли психолог применять психотерапию?
- В каких случаях мы используем психотерапию и чем она отличается от психологического консультирования?
- Какие направления психотерапии сегодня популярны?
- Как сформулировать психотерапевтический запрос?
- Современные направления психоанализа: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
- Телесно-ориентированная психотерапия – обзор методов, особенности каждого направления.
- Психосинтез Р. Ассаджиоли – направление психотерапии и философская концепция.
- Психодрама как самостоятельный метод или часть других концепций.
- Гештальт–терапия – один из наиболее развивающихся методов и её основные положения.
Практические задания:
Групповое: анализ клиентских случаев, написание и обсуждение эмоциональных откликов.
Индивидуальное: работа с запросами, определение стратегии, направления и техник.
18. Технологии ведения тренинга
- Что такое тренинг и какие есть особенности у тренингового формата работы.
- Какие бывают тренинги.
- Из чего состоит тренинги как лучше разработать его программу.
- Групповая динамика на тренинге: как изменяется и живет группа в тренинговом процессе.
- Требования к ведущему тренингов. Личность тренера.
- В тренинге бывают ошибки и нестандартные ситуации. Как ведущему из них выйти?
Практические задания:
Групповое: создание тренинговых упражнений; решение кейсовых задач, анализ тренинговых ситуаций.
Индивидуальное: разработка сценария тренинга.
19. Основы профориентологии
- Профориентология: оказание консультативной и диагностической помощи при выборе профессии.
- Современные профессии: особенности возникновения и профессиограммы к ним.
- Профориентация детей, подростков и взрослых: сходство и различия применяемых методов.
- Современные бланковые и аппаратные комплексы профдиагностики.
- Как проходит профессиональное самоопределение и какие бывают кризисы. Что важно учитывать профконсультанту на каждом и этапов.
- Как профконсультанту работать с группами: в школе, техникуме, вузе и на открытых мероприятиях, с родителями.
Практические задания:
Групповое: анализ актуальности запроса Слушателя по профориентации, изучение профессиональной самоидентичности по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна.
Индивидуальное: анализ кейсов с целью формулирования запроса на профориентационную работу, консультационных гипотез, выбора методов профдиагностики и составления плана профконсультации.
20. Психологический практикум
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Подбор диагностических методов и методик под запрос клиента. Проведение психологического исследования. Анализ данных и составление заключения.
- Формирование и проверка консультативных гипотез. Анализ клиентских ситуаций и формулирование вопросов с профессиональной позиции консультанта. Использование различных техник в процессе психологического консультирования.
- Составление программы тренинга. Подбор техник по задачи и цели тренинга. Описание целевой аудитории.
Дисциплины специализации по Арт-терапии
21. Введение в арт-терапию. Особенности организации и проведения арт-терапевтического процесса
- Корни арт-терапии и мировая культура. Арт-терапия в широком и узком значениях. Использование ритуалов и традиций древних славян в современной арт-терапии. Символообразование. Мандалы в арт-терапии. Применение искусства Китая и Японии в арт-терапии. Искусство — язык познания мира.
- Теоретические и методологические основы арт-терапии. Подходы к арт-терапии. Направления психотерапевтической практики в рамках арт-терапии.
- Базовые понятия и принципы арт-терапии. Понятие «символа». Понятие «метафоричности». Понятие «триадичности». Понятие «ресурсности». Понятие «контейнирования». Понятие «рабочего альянса». Понятие «эмпатии». Понятие «эстетического отклика». Основные концепции арт-терапевтического процесса. Принципы арт-терапевтического процесса.
- Модели арт-терапии и многообразие направлений. Задачи основных направлений арт-терапии. Модели интерактивной групповой арт-терапии.
- Примеры сессий, роль и позиция арт-терапевта в различных моделях.
- Три основные позиции консультанта по Э. Берну. Различие позиций арт-терапевта в разных подходах.
- Задачи и цели арт-терапевта в юнгианском анализе, пример описания танцевально-двигательной терапии по Кэролин Гранд Фей.
- Описание сессии Н. Роджерс и основные задачи человеко-центрированной терапии экспрессивными искусствами.
- Подход В. Оклендер, сочетание в гештальт- и арт-терапии.
- Использование арт-терапевтических техник в экзистенциальной психотерапии, пример сессии Н.В. Михайловой.
- Особенности интермодальной терапии экспрессивными искусствами, пример из практики В. Сидоровой.
- История возникновения и развития арт-терапии.
- Процесс арт-терапии. Этапы арт-терапевтического процесса. Сущность арт-терапевтического процесса. Оценка особенностей клиента. Оценка конечных результатов арт-терапии.
- Характеристики арт-терапевтической среды. Организация и оснащение среды. «Игровое пространство» среды. «Недирективность среды» или пространство «творческой арены».
- Сфера практического применения арт-терапии в современном обществе. Применение арт-терапии в психодиагностике и психотерапии. Арт-терапия в психокоррекционной работе, клинической и реабилитационной сферах. Арт-терапевтический подход в педагогике. Применение арт-терапевтических техник в организационной психологии и коучинге.
Практические задания:
Групповое: Освоение техники «Мое настроение» (изотерапия) и отработка навыков работы с собственными ощущениями и чувствами.
Индивидуальное: Составление собственного арт-терапевтического «словаря».
22. Художественный практикум. Выбор материалов в арт-терапии и базовый набор арт-терапевта
- Виды искусств в арт-терапии. Направления терапии искусствами. Материалы для нанесения, поверхности для нанесения, инструменты. Типичные и редкие арт-материалы. Свойства и особенности использования материалов изобразительного искусства.
- Материалы для создания объемных работ, их свойства. Способы обработки и хранения пластических материалов. Пластилин, глина, глиняное поле.
- Особенности работы с готовыми изображениями: аппликация, коллаж, фототерапия. Пять базовых техник фототерапии. Применение медиа, приложений, гаджетов в арт-терапии.
- Особенности и формы работы с природными материалами. Природные элементы, найденные объекты и другие природные материалы в работе арт-терапевта.
- Ландшафтная терапия, ленд-арт и реди-мейд.
- Работа с песком и песочницей. Крупы и специи в работе арт-терапевта.
- Основные механизмы арт-терапии. Материалы для создания инсталляций.
- Формы работы в рамках литературного творчества: креативное письмо, поэзия, сказка.
- Механизмы экспрессии и импрессии в работе с музыкальной модальностью. Работа с восприятием тела и движением. Возможности перформанс в арт-терапии.
- Понятие «рамки» в арт-терапии. Рамки пространства и времени, арт-материалов, психотерапии и творчества. Рамки в групповой работе. Мандала, лабиринт и другие формы, задающие структуру.
- Значение пространства арт-терапевтического занятия. Различные среды для проведения арт-терапии.
- Арт-терапия в образовании, здравоохранении, организациях.
- Подготовительный этап работы в арт-терапии.
- Метафорические ассоциативные карты как инструмент арт-терапевта.
- Критерии выбора и применения арт-материалов на арт-терапевтическом занятии. Цели применения направлений искусства: процессы индивидуализации и социализации.
- Варианты стартового набора арт-материалов.
- Упражнения для самостоятельной творческой практики.
Практические задания:
Групповое: Экспериментирование с арт-материалами и цветными следами на бумаге с вниманием к процессу творчества.
Индивидуальное: Кейс с ответами на вопросы об организации творческого пространства и подбору арт-материалов и направлений искусства.
23. Базовые техники арт-терапии в индивидуальной и групповой работе
- Ключевые принципы работы с эмоционально-чувственной сферой.
- Техника «Мое настроение».
- Техника «Моментальное рисование эмоций с интермодальным увеличением».
- Техника «Звезда чувств» («Колесо чувств»).
- Техника «Пейзажи эмоционального состояния».
- Методика терапевтического триптиха в работе со страхом.
- Техника работы с чувством гнева и его производными «Нарисуй или вылепи гнев».
- Техника работы с печалью «Прощальная открытка».
- Ресурсные техники и техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
- Техника «Каракули» и «Каракули тела».
- Техника «Карта ресурсов».
- Техника «Рисунок любимым цветом» («Мой цвет»), интермодальный вариант.
- Работа с образом «Я» и самооценкой. Техника «Автопортрет». Диагностическая методика «Метафорический автопортрет».
- Интермодальная техника «Рисунок и танец имени».
- Мандалотерапия. Методики работы с мандалами. Интермодальная техника «Мандала из специй». Мандала как диагностическая техника.
- Техника «Коллаж» в подходе терапии экспрессивных искусств. Создание коллажа в свободной форме. Коллаж «Это Я».
- Работа с потребностями, состояниями и внутренними конфликтами.
- Техника «Желание». Техника «Поза в музее». Упражнение «Переход». Техника «Внутренние противоположности».
- Техники терапии искусствами в работе с отношениями. Техника «Рисунок и скульптура отношений». Техника работы с диадой «Диалог на бумаге». «Интермодальный диалог». Способы работы с арт-объектом.
- Ресурс группы в работе с проблемой. Техника «Дорисовка по кругу».
- Техники на завершение терапии. Особенности завершения индивидуальной и групповой работы.
Практические задания:
Групповое: Освоение техники «Звезда чувств» Удо Баера. Экспириентальная практика (на собственном опыте). Техника универсальна как для ознакомления с темой эмоций, так и запуска глубинной работы. Часть 1: Индивидуальное проведение и часть 2: анонимное размещение на форуме рефлексии опыта.
Индивидуальное: Проведение техники на реальном клиенте (часть 1) и написание отчета с рефлексией процесса и своей работы из роли арт-терапевта (часть 2). С обратной связью преподавателя и возможностью задать вопросы, на которые преподаватель ответит индивидуально.
Разработчик дисциплины - Ахмадеева Диана Павловна
24. Инновационные техники и подходы в арт-терапии. Фототерапия. Куклотерапия. Soul-collage. Эко-арт-терапия
- Знакомство с фототерапией.
- Особенности фототерапии, ее цели, задачи и функции.
- Пять типов техник фототерапии Джуди Вайзер.
- Возможности сочетания арт-терапии и фототерапии.
- Метод Сины Фрост «Соул-коллаж».
- Эко-арт-терапия и ландшафтная арт-терапия как ресурсные методы.
- Возможности использования куклотерапии.
- Традиционные и инновационные направления и подходы в арт-терапии.
- Многообразие инновационных направлений.
Практические задания:
Групповое: Освоение инновационных методов арт-терапии. Практическое освоение техники фототерапии «Ландшафты моей души», техники эко-арт-терапии «Гуляя по прекрасной земле», техники создания соул-карт с помощью соул-коллажа.
Индивидуальное: Создание «Мандалы из природных материалов».
Разработчик дисциплины - Берстенёва Ирина Александровна
25. Основы смежных направлений арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия
- Преимущества использования песочных техник.
- Основные принципы работы с песком.
- Роль специалиста в процессе песочной терапии.
- Стадии процесса песочной терапии.
- Сказкотерапия как психологический метод.
- История возникновения данного метода.
- Понятие и основные черты сказкотерапии.
- Типологии сказок: художественные народные сказки, художественные авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки.
- Принципы комплексной сказкотерапии.
- Правила чтения и схема обсуждения сказок.
- Поиск основных идей сказки, мотивов поступков и способов преодоления трудностей.
- Образы и символы в сказках.
- Работа с голосом сказкотерапевта: голос, дыхание и восприятие громкости.
- Структура сказкотерапевтического занятия.
- Общая информация по проведению занятия, а также примерный план коррекционно-развивающего занятия для детей.
- Основные приемы групповой работы в сказкотерапии.
- Определение понятия «музыкотерапия» и история возникновения данного направления.
- Ритм, тональность, громкость, выражение табуированных чувств, тембр, пение, голос, звук, вокал (вокалотерапия).
- Эрготропная, трофотропная музыка и их отличительные особенности.
- Формы и психотерапевтические эффекты музыкотерапии.
- Техники, которые могут использоваться в терапии.
- Примерная схема построения занятия.
- Варианты использования рецептивной (воспринимающей) музыкотерапии.
- Примеры игр и упражнений по музыкотерапии.
Практические задания:
Групповое: Освоение техники «сказка по кругу» и тренировка навыков построения групповой сказки.
Индивидуальное: Выполнение упражнения «Дом» и отработка навыков техники визуализации образов.
26. Интермодальная терапия: интеграция методов и модальностей в рамках терапевтической сессии. Работа с разными категориями запросов
- Введение в интермодальную терапию выразительными искусствами. Соотношение интермодальной терапии искусствами с другими направлениями терапии творчеством.
- Подходы в интермодальной терапии искусствами (арт-центрированная терапия экспрессивными искусствами П.Книлла, человеко-центрированная терапия экспрессивными искусствами Н. Роджерса).
- Методология интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Понятие арт-модальности. Четыре базовых механизма терапевтического процесса.
- Стадии работы в интермодальной терапии искусствами. Четыре уровня эстетического анализа работы.
- Модель «замещения» в теории Паоло Книлла. Буквальная, воображаемая и действительная реальности. Концепция Поэзиса. Концепция кристаллизации.
- Эстетический отклик. Эстетическая ответственность. Интермодальная чувствительность. Интермодальная децентрация. Расширение репертуара игры.
- Возможности использования экспрессивного искусства в работе с большими группами и сообществами.
- Творческая связь. Коллективный резонанс.
- Организация процесса терапии. «Многослойная осознанность» терапевта. Тайм-менеджмент сессии.
- Личность терапевта как значимое условие и инструмент терапии.
- Эффективность и эффекты человеко-центрированной терапии искусствами.
Практические задания:
Групповое: Практика эстетического отклика в виде поэтической фразы и фототерапевтической техники «Это я». Часть 1: Каждый подбирает фото и анонимно размещает на форуме. Часть 2: оставляет эстетический отклик на свою фото, а также на фото, размещенные другими участниками.
Эстетический отклик часто используется в Интермодальной терапии, позволяя экологично и безоценочно дать обратную связь.
Индивидуальное: Практика 4-уровневого эстетического анализа для 3 разноплановых арт-объектов по методике Паоло Книлла. С индивидуальной проверкой и обратной связью преподавателя.
Что делать после того, как клиент создал арт-объект. Как его обсудить и помочь выявить внутренние смыслы? Задание направлено на практику этого навыка.
27. Арт-терапия с детьми и подростками. Арт-терапия в образовании
- Специфика различных возрастов и возрастные особенности детей.
- Введение в детскую арт-терапию. Работа на языке ребенка. С какого возраста возможна арт-терапия с детьми?
- Принципы детской арт-терапии. Задача детской арт-терапии.
- Организация индивидуальной работы с ребенком.
- Работа с чувствами и эмоциями в детской арт-терапии: детская жадность, зависть, ревность.
- Арт-терапия и развитие эмоционального интеллекта детей.
- Работа с раздражением и злостью у детей. Техника «Вулкан гнева».
- Ресурсные техники в работе с гневом.
- Работа со страхами у детей. Виды детских страхов.
- Техника «Розовый куст». Техника «Рисовалки-затиралки».
- Техника «Пустой стул» или «Разговор со страхом».
- Работа с проблемами самооценки и уверенности у детей методами арт-терапии.
- Техники «Солнце моих качеств».
- Техника «Похожие предметы».
- Техника «Коллаж».
- Техника «Автопортрет».
- Техника «Я глазами моих родителей».
- Проблемы общения в детской арт-терапии. Детское одиночество. Детская назойливость.
- Упражнение «Апельсины».
- Техника «Тело как сад».
- Арт-терапевтические техники с крупами.
- Работа детского арт-терапевта со школьной проблематикой, а также с проблемами гиперактивности.
- Техника «Фрактальная живопись».
- Техника «Музыкальный ковер».
Практические задания:
Групповое: Знакомство со своим Внутренним ребенком с помощью работы с метафорическими ассоциативными картами.
Индивидуальное: Решение практического кейса и анализ случая, связанного с вопросами развития ребенка.
28. Профилактика профессионального выгорания. Этика и сложные случаи в работе арт-терапевта
- Профессиональные компетенции с точки зрения этики. Границы профессиональной деятельности.
- Профессиональные компетенции специалистов на примере Латвийской модели арт-терапии.
- Создание и поддержание безопасной атмосферы на групповых занятиях и в индивидуальной практике.
- Личность арт-педагога с точки зрения этики. Качества зрелой личности.
- Трехэтапная модель арт-терапии. Начальный этап арт-терапии. Кабинет арт-терапии. Заключение соглашения между арт-терапевтом и клиентом.
- Классификация целей арт-терапии (по Х. Смейстеру).
- План арт-терапии. Критерии оценивания результатов. Структура сессии арт-терапии. Выбор техник и видов деятельности. Стиль ведения занятий.
- Циклическая модель творческого процесса.
- Циклическая модель терапевтических отношений.
- Этап оценивания и завершения процесса.
- Искусство выстраивания психотерапевтических отношений. Факторы терапевтических отношений. Модель триангулярных отношений в арт-терапии.
- Пространство игры. Факторы художественной экспрессии.
- Перенос и контрперенос в терапевтических отношениях.
- Сложности в работе арт-педагога/ арт-терапевта.
- Факторы рефлексии и обратной связи.
- Этические и правовые принципы арт-терапии. Виды этического мышления.
- Ответственность арт-терапевта перед клиентом.
- Ответственность арт-терапевта по отношению к произведению искусства.
- Ответственность арт-терапевта по отношению к профессии.
- Представление о профессиональном выгорании. Факторы выгорания. Стадии профессионального выгорания. Симптомы профессионального выгорания.
- Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания?
- Условия наличия/отсутствия профессионального выгорания.
- Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.
- «Четыре целебных снадобья» для арт-терапевта.
- Саморегуляция. Способы, связанные с управлением дыханием. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова. Способы, связанные с использованием образов.
- Приемы самоподдержки.
- Супервизии.
- Технологии моделирования собственной профессиональной деятельности.
Практические задания:
Групповое: Презентация профессиональной позиции арт-педагога: формулирование девиза, целей и задач, принципов работы. Тест «Профессиональное выгорание» и анализ его результатов. Обсуждение понравившихся техник для профилактики профессионального выгорания.
Индивидуальное: Тест на тему «Профессиональная этика арт-педагога». Составление солнца качеств арт-педагога.
Разработчик дисциплины - Берстенёва Ирина Александровна
29. Арт-терапевт онлайн. Продвижение арт-терапевтических услуг
- Особенности работы онлайн: возможности и ограничения, специфика.
- Как создать безопасный терапевтический контейнер в работе онлайн? Психологический контакт онлайн.
- Особенности организации времени и пространства: роль освещения, техники, окружения терапевта.
- Использование классических техник арт-терапии в дистанционном режиме. Особенности организации взаимодействия в группе дистанционно.
- Работа онлайн со взрослыми. Фототерапия, использование графических платформ в индивидуальной и групповой работе онлайн.
- Эко-арт-терапия онлайн: арт-медитации.
- Работа онлайн с детьми. Специфика фигуры арт-терапевта в работе с детьми онлайн (совмещение ролей терапевта, аниматора и др.).
- Эффективные техники интеграции арт-терапии и игротерапии в индивидуальной работе с детьми онлайн.
- Групповая арт-терапия с детьми онлайн. Специфика, организация, мотивационные секреты, основные ошибки и как их преодолеть.
- Как арт-терапевту продвигать себя и свои услуги? Специфика продвижения в помогающих профессиях и почему стандартные схемы не работают.
- Как продвигать себя, не продавая? Как стать видимым. Возможности и способы продвижения в помогающих профессиях.
Практическая подготовка
30. Практикум по организации и проведению арт-терапевтических сессий. Супервизия с анализом случаев из практики
Состоит из отработки полученных навыков на практике: работа с реальным клиентом, анализ и отчет о проведенных арт-терапевтических сессиях с клиентом:
- Практика арт-терапевтических техник. Запись протокола сессии в «Журнал практикума».
- Анализ проведенной работы, написание отчета.
- Супервизия в арт-терапевтическом подходе (возможно заранее - до начала дисциплины, в удобное время).
- Прохождение 2-ух личных консультаций в русле арт-терапии (возможно заранее - до начала дисциплины, в удобное время).
- Рефлексивный отчет о пройденной супервизии и консультациях.
- Онлайн-консультация с преподавателем с возможностью задать вопросы и обсудить сложности.
Итоговая аттестация
- Проводится в форме тестирования.
- Включает случайные тестовые вопросы всех дисциплин.
- Решение практической задачи (оценивается преподавателем).
Ответить
0 комментариев