На программе вы научитесь диагностировать психические заболевания, оказывать психологическую поддержку, выстраивать взаимоотношения с больными, содействовать лечебному и реабилитационному процессу, консультировать и реабилитировать людей с широким спектром проблем: от стрессовых ситуаций в рамках психологической нормы до тяжелых нарушений при пограничных состояниях и заболеваниях.
О школе
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере» работает с 2018 года, проводит дистанционное обучение по психологии. Программы рассчитаны для: новичков, профессионалов, специалистов смежных профессий, и тех, кто интересуется психологией. В процесс обучения входит: лекции, практические задания, супервизии, консультации, видеолекции, общение с преподавателями и другими участниками.
Программа обучения
15 месяцев обучения
1560 часов
2 тарифа (профпереподготовка и общеразвивающая программа)
Общие психологические и естественнонаучные дисциплины
1. Введение в профессию. Профессиональная этика в работе психолога
- Что делает практический психолог.
- Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
- Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
- Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
- Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.
Практические задания:
Групповое: техника «Коллаж» на тему «Я практический психолог».
Индивидуальное: решение психологических задач по проблемам этических, нравственных дилемм в деятельности психолога.
2. Анатомия и физиология центральной нервной системы
- Как выглядит и работает центральная нервная система (ЦНС).
- Эволюционное развитие нервной системы.
- Как устроена нервная клетка.
- Что такое рефлексы и какие они бывают.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека.
- Все самое важное о спинном и головном мозге.
- Локализация различных функций в коре головного мозга.
Практические задания:
Групповое: исследование рефлекторных реакций человека.
Индивидуальное: чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.
3. Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофизиологии
- Физиология высшей нервной деятельности. Предмет, основные представления и связь с другими областями знаний.
- Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Инстинкты.
- Закономерности условно-рефлекторной деятельности. Приобретенные формы поведения.
- Безусловное и условное торможение. Механизмы формирования условных рефлексов.
- Предмет и задачи психофизиологии.
- Современные методы исследований в психофизиологии.
- Передача и переработка сенсорных сигналов.
- Теория функциональных систем.
- Зрительная сенсорная система.
- Слуховая и вестибулярнаясенсорные системы.
- Соматосенсорная система.
- Вкусовая и обонятельная сенсорные системы.
Практические задания:
Групповое: исследование деятельности сенсорных систем.
Индивидуальное: решение кейсовых заданий по психофизиологии.
4. Общая психология
- Общая психология как наука и практика.
- Эмпирические характеристики психики.
- Психологическая структура сознания.
- Составляющие деятельности и ее характеристики.
- Характеристики ощущений и свойства образов.
- Внимание как направленность сознания. Феномены внимания.
- Особенности памяти как психического явления.
- Мышление и речь как высшие психические функции.
- Субъективная представленность и опредмечивание потребностей.
- Мотивация деятельности.Формы мотивационного процесса.
- Особенности эмоциональных явлений. Волевая саморегуляция личности.
Практические задания:
Групповое: психика как форма отражения среды и управления поведением (выполнить метафорический анализ рисунка).
Индивидуальное: решение кейсовых заданий по когнитивной сфере личности.
5. Психология развития и возрастная психология
- Возрастная психология: с чем мы рождаемся, и какие изменения происходят в процессе нашего взросления.
- Разные подходы в определении возраста и его особенностей. Возрастные периодизации.
- Что является предпосылками развития человека, как оно происходит.
- Всё, что нужно знать психологу о периодах младенчества и раннего детства, дошкольниках и школьниках, подростках и юношах.
- Как проходит молодость и ранняя взрослость.
- С чем мы приходим в зрелый возраст. Когда начинается и как проходит период старения.
Практические задания:
Групповое: исследование своего переживания возраста.
Индивидуальное: самоанализ своих жизненных этапов развития, основанный на периодизации Э. Эриксона.
6. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий
- Что изучает дифференциальная психология?
- Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Какие критерии личности? Какова структура индивидуальности?
- Что такое темперамент, характер? В чем схожесть и различия? Типологии и психодиагностика.
- Что является основой способностей и условием их развития?
- От чего зависят индивидуальные различия и на каких уровнях развития человека они проявляются?
- Что такое индивидуальный стиль деятельности и жизни? Чем он обусловлен?
Практические задания:
Групповое: в формате форума обсуждение на тему «Мои индивидуальные особенности, или Чем я отличаюсь от других?».
Индивидуальное: самодиагностика индивидуального стиля деятельности и прогноз, как он повлияет на работу психологом-консультантом.
7. Психология личности
- Как в психологии рассматривают личность? Рассмотрим положения, касающиеся природы человека.
- Что лежит в основе психоаналитической теории личности: З. Фрейд и его последователи.
- Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности.
- Социально-когнитивное направление в теории личности.
- Гуманистические и феноменологические направления в теории личности.
- Как рассматривается личность в отечественных теориях.
8. Семейная психология
- Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
- Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
- Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
- Как работать с генограммой семьи.
- Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
- Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
- Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
- Приемы работы по преодолению сопротивления.
- Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
- Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
- Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.
Практические задания:
Групповое: нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.
Индивидуальное: изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.
9. Девиантология
- Какое поведение определяют как девиантное.
- Почему возникает девиантное поведение.
- Психологические механизмы девиантного поведения.
- Какие виды девиантного поведения сейчас выделяют. В чем их особенность?
- Что нужно сделать для профилактики девиантного поведения.
- Как проводить коррекцию отклоняющегося поведения личности.
Практические задания:
Групповое: составление портрета клиента с одним из видов девиантного поведения.
Индивидуальное: подбор героев из литературы или фильмов с основными видами девиантного поведения.
10. Психодиагностика
- Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
- Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
- Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации. Валидность и надежность тестов.
- Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
- Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
- Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
- Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
- Психологический и клинико-психологический диагноз. Возможные ошибки в постановке диагноза.
Практические задания:
Групповое: проективная методика на тему «Путешествие по символам».
Индивидуальное: самооценка психических состояний и анализ результатов.
11. Психологическое консультирование
- Что такое психологическое консультирование, чем этот вид практической психологической помощи отличается от других.
- Какие клиенты могут прийти на консультирование.
- Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентами.
- Структура психологического консультирования.
- С чего начать и как закончить психологическую консультацию.
- Особенности каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.
Практические задания:
Групповое: проективная методика на тему «Эмблема и девиз психологического консультирования».
Индивидуальное: формулирование консультативных гипотез по запросам клиентов.
12. Основы психотерапии
- Может ли психолог применять психотерапию?
- В каких случаях мы используем психотерапию, и чем она отличается от психологического консультирования?
- Какие направления психотерапии сегодня популярны?
- Как сформулировать психотерапевтический запрос?
- Современные направления психоанализа: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
- Телесно-ориентированная психотерапия – обзор методов, особенности каждого направления.
- Психосинтез Р. Ассаджиоли – направление психотерапии и философская концепция.
- Психодрама как самостоятельный метод или часть других концепций.
- Гештальт-терапия – один из наиболее развивающихся методов и его основные положения.
Практические задания:
Групповое: анализ клиентских случаев, написание и обсуждение эмоциональных откликов.
Индивидуальное: работа с запросами, определение стратегии, направления и техник.
13. Технологии ведения тренинга
- Что такое тренинг и какие есть особенности у тренингового формата работы.
- Какие бывают тренинги .
- Из чего состоит тренинг и как лучше разработать его программу.
- Групповая динамика на тренинге: как изменяется и живет группа в тренинговом процессе.Требования к ведущему тренингов. Личность тренера.
- В тренинге бывают ошибки и нестандартные ситуации. Как ведущему из них выйти?
Практические задания:
Групповое: создание тренинговых упражнений; решение кейсовых задач, анализ тренинговых ситуаций.
Индивидуальное: разработка сценария тренинга.
14. Семейное психологическое консультирование
- Супружеские отношения в семье, виды любви, особенностей межличностной коммуникации, сплоченности семьи, удовлетворенности супругов браком.
- Как строится коммуникация в семье и как проявляются ее нарушения.
- Методики диагностики внутрисемейных взаимоотношений.
- Направления психологической помощи семье в период кризиса и методы его диагностики.
- Как проводится семейное консультирование: правила, особенности и формы.
- Использование серийных рисунков и рассказов в детско-родительском консультировании.
- Проективная сказка в диагностике семейных проблем.
- Особенности консультирования по вопросам вступления в брак, супружеской измены, развода.
Практические задания:
Групповое: анализ структурных аспектов семейной системы с помощью диагностической методики «Семейная социограмма».
Индивидуальное: формулирование семейных системных гипотез и составление плана диагностической работы для проверки предварительной гипотезы.
15. Дистанционное психологическое консультирование
- Что же такое интернет-консультирование? Чем оно отличается от обычной формы работы психолога-консультанта?
- Как организовать и проводить работу психологу-консультанту в интернете?
- Какие новые возможности и риски дает консультирование в интернете?
- Есть ли ограничения для этой формы работы с клиентами?
- Терапевтические отношения клиента и консультанта в интернет-консультировании.
- Базовые варианты и приемы консультирования в интернете.
- Технология использования технических возможностей для полноценной индивидуальной и групповой работы.
- Частые техники и приемы работы интернет-консультанта с различными типами запросов клиентов.
Практические задания:
Групповое: «Дистанционная психологическая помощь: быть или не быть?»: анализ материалов информационного ресурса и написание эссе.
Индивидуальное: анализ подходов к практике интернет-консультирования в основных направлениях современной психологии, соотнесение критериев оценки эффективности психотерапии в медицинской и психологической парадигмах.
16. Групповое консультирование и ведение терапевтической группы
- Этические проблемы создания и ведения терапевтических групп.
- Какой уровень подготовки необходим психологу для ведения группового консультирования?
- Практика начала и завершения групповых сессий.
- Специфика сообщения обратной связи в групповом консультировании.
- Приемы и упражнения, используемые в групповом консультировании.
Практические задания:
Групповое: проведение и обсуждение проективной методики.
Индивидуальное: организация и проведение практической групповой психологической работы с лицами, страдающими неизлечимыми тяжелыми недугами.
Дисциплины специализации по клинической психологии
17. Введение в клиническую и медицинскую психологию
- Теоретические и методологические основы клинической и медицинской психологии.
- Клиническая и медицинская психология – соотношение понятий.
- Клиническая (медицинская) психология на современном этапе развития.
- Клинические и психологические критерии психической нормы и патологии.
- Методология клинико-психологического исследования.
- Основные направления деятельности клинического психолога.
- Типология нарушений психической деятельности: нарушения памяти и внимания, нарушения мышления и сознания, нарушения эмоционально-личностной сферы (включая тревожные расстройства, биполярное аффективное расстройство, депрессивные расстройства).
Практические задания:
Групповое: дискуссия о границах психической нормы в современном обществе.
Индивидуальное: анализ клинического случая, определение типа расстройства личности.
18. Психосоматика и психология здоровья
- Проблема соотношения психического и соматического в науке и медицине.
- Развитие научного знания психосоматики и психологии здоровья.
- Тенденции и современные направления изучения психосоматических расстройств в медицине и психологии.
- Психоаналитические концепции психосоматических расстройств.
- Характерологически и психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств.
- Современный интегративный подход в психосоматике.
- Терапия психосоматических расстройств и психологические особенности пациента.
Практические задания:
Групповое: практика упражнений на развитие осознанности телесных ощущений.
Индивидуальное: разбор клинических случаев с анализом психосоматического нарушения и его особенностей, внутренней картины болезни.
19. Сексология и психосексуальные расстройства
- Сексология: предмет изучения, современное значение, место среди других дисциплин. Основные феномены сексуальности (копулятивный цикл, проявления нормальной сексуальности у мужчин и женщин), понятия нормы и патологии.
- Психосексуальное развитие человека: этапы, периоды и фазы. Нарушение сроков развития (задержки и преждевременное развитие).
- Искажения психосексуального развития: нарушение полового самосознания.
- Искажения психосексуального развития: нарушение формирования половой роли.
- Искажения психосексуального развития: парафилии.
- Нарушение психосексуальных ориентаций по возрасту и полу объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия, гомосексуализм).
- Расстройства половой сферы у лиц с психическими заболеваниями (акцентуации характера, психопатии, шизофрения, эпилепсия, олигофрения).
- Методы исследования сексуальности.
- Семейно-сексуальные дисгармонии.
- Эректильные дисфункции.
Практические задания:
Групповое: анализ случая из практики судебной сексологии.
Индивидуальное: определение собственной половой конституции.
20. Нейропсихология. Методы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации
- Нейропсихология как учение о мозговой организации высших психических функций.
- Понятие о нейропсихологических синдромах и факторах нарушения высших психических функций.
- Методы и методики нейропсихологического исследования.
- Функциональная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.
- Нарушения сложных форм восприятия при локальных поражениях головного мозга: агнозии.
- Нарушения поведения и деятельности при локальных поражениях головного мозга: апраксии.
- Нарушения речи при локальных поражениях головного мозга.
- Общая схема нейропсихологического исследования, структура заключения по результатам нейропсихологической диагностики.
- Методы нейропсихологической коррекции.
- Нейропсихология развития: особенности диагностики и коррекции нарушений формирования высших психических функций.
Практические задания:
Групповое: исследование особенностей обработки информации правым и левым полушарием головного мозга.
Индивидуальное: решение кейсов по диагностическим ситуациям.
21. Клиническая патопсихология
- Предмет и задачи клинической патопсихологии.
- Методологические основы клинической патопсихологии.
- Симптомы и синдромы в клинической патопсихологии.
- Основы проведения патопсихологического исследования.
- Принципы написания заключения экспериментально-психологического исследования.
- Патопсихологическая оценка расстройств психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, личностная организация).
- Симптомокомплексы психических расстройств (шизофренический, эндогенно-аффективный, при диффузных поражениях мозга и при атрофических процессах, при эпилепсии, умственной отсталости, при расстройстве личности и невротических расстройствах).
Практические задания:
Групповое: отработка навыка клинического описания психического статуса пациентов.
Индивидуальное: отработка навыков патопсихологической оценки нарушений психики.
22. Невропатология. Психологическая помощь в неврологии
- Что такое невропатология.
- Представление о работе анализаторов нервной системы.
- Понятия «неврологический симптом» и «неврологические синдромы».
- Методика неврологического осмотра.
- Нозологические группы заболеваний нервной системы.
- Психологическая помощь в частной неврологии. Этапы оказания психологической помощи.
- Какова роль психолога в медицинской и социальной реадаптации больных неврологического профиля.
Практические задания:
Групповое: инсульт, первые симптомы и признаки инсульта.
Индивидуальное: чтение схем и определение неврологических синдромов поражения.
23. Клиническая психология в психиатрии
- Введение в общую психопатологию. Основы синдромологии.
- Связь синдромов с нозологическими единицами. Нозологическая специфичность синдромов.
- Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
- Аффективно-эндогенный патопсихологический синдром. Биполярное аффективное расстройство. Классификация аффективных психозов.
- Органический патопсихологический синдром. Эпилепсия. Органический психосиндром: признаки, формы.
- Деменции. Клинико-психиатрический аспект (критерии деменций, степени тяжести, слабоумие при эндогенно-органических атрофических процессах головного мозга).
- Олигофренический патопсихологический синдром. Умственная отсталость. Основные клинические и психометрические аспекты расстройства.
- Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя. Алкогольные (металкогольные) психозы. Наркомания.
- Неврозы в клинической психиатрии.
- Расстройства личности (психопатии). Клинические типы психопатий.
Практические задания:
Групповое: анализ случая из клинической практики психиатрии.
Индивидуальное: отработка умения использовать профессионально-ориентированную терминологию в практической деятельности.
24. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте
- Теоретические подходы к проблеме НПР (нарушений психического развития) в детском и подростковом возрасте.
- Основные теоретические подходы к проблеме «норма-аномалия».
- Классификации нарушений психического развития.
- Аномалии развития в связи с недостаточностью анализаторных систем.
- Нарушения развития речи. Искаженное и дисгармоничное психическое развитие.
- Специфика нарушений в психическом развитии у подростков.
- Трудности социализации и обучения по общеобразовательным программам у детей и подростков с выраженными нарушениями психического развития.
- Психологические методы в диагностике аномального ребенка.
- Актуальность оказания ранней помощи детям с нарушениями психического развития. Абилитация и реабилитация.
- Закономерности воспитания и обучения детей с отклонениями в психическом развитии.
Практические задания:
Групповое: специфика нарушений психического развития ребенка (нарушение развития речи).
Индивидуальное: решение кейсовых заданий по видам нарушений психического развития.
25. Клиническая психология в геронтологии
- Что изучает геронтология.
- Старение как необратимая смена фаз индивидуального развития.
- Нормальное и патологическое старение.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека при старении.
- Какие социально-психологические проблемы пожилых людей есть на современном этапе.
- Что нужно знать об особенностях психологического консультирования пожилых и старых людей.
- Психологические методы коррекции старения.
Практические задания:
Групповое: дискуссия о роли когнитивных нарушений при старении.
Индивидуальное: исследование индивидуальных особенностей переживания возрастных периодов.
26. Психология экстремальных ситуаций и состояний
- Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации.
- Стресс: история изучения, определение, кривая развития стрессовой ситуации.
- Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний.
- Состояние, поведение и деятельность человека в экстремальных ситуациях.
- Психологическая помощь людям в экстремальных ситуациях.
Практические задания:
Групповое: проективная методика «Человек под дождем» Е.С. Романовой и Т.И. Сытько. Методика позволяет понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, а также позволяет увидеть применяемые защитные механизмы.
Индивидуальное: самооценка психических состояний и анализ результатов, разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
27. Особенности консультирования при пограничных расстройствах
- Что это за группа психических расстройств? На границе чего находится клиент?
- Какие есть общие признаки пограничных состояний?
- Какие основные пограничные психические расстройства выделены в МКБ.
- Как могут проявиться пограничные расстройства при проведении психологического консультирования.
- На что необходимо обратить внимание консультанту?
- Методы и техники работы при пограничных расстройствах.
Практические задания:
Групповое: определение наличия или отсутствия пограничных расстройств по описаниям.
Индивидуальное: решение кейсов по стратегии работы с различными клиентами с пограничными расстройствами.
28. Экспертная деятельность клинического психолога
- Сущность, основные категории и понятия психологической экспертизы.
- Нормативно-правовая и организационная основа экспертной деятельности с участием психолога.
- Методологическое и инструментально-методическое обеспечение деятельности эксперта-психолога.
- Судебные экспертизы с участием клинического психолога.
- Деятельность психолога-эксперта медико-социальной экспертной комиссии.
- Экспертная работа клинического психолога в психолого-медико-педагогической экспертной комиссии.
- Экспертиза аффекта.
- Экспертиза индивидуально-личностных особенностей.
- Особенности проведения психологических экспертиз отдельных категорий подэкспертных лиц.
Практические задания:
Групповое: самоисследование наличия интуитивного экспертного мышления и игровое моделирование процесса экспертного оценивания.
Индивидуальное: решение кейсов по экспертным ситуациям.
29. Психотерапевтические технологии в работе клинического психолога
- Психоанализ и психоаналитическая психотерапия.
- Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.
- Телесно-ориентированная психотерапия.
- Поведенческая психотерапия.
- Когнитивная психотерапия.
- Нейролингвистическое программирование.
- Психодрама.
- Гештальт-терапия.
- Клиент-центрированная психотерапия.
- Экзистенциальная психотерапия.
Практические задания:
Групповое: анализ и развитие способности к эффективной коммуникации.
Индивидуальное: отработка навыков наблюдения и проверка работы позитивного подкрепления.
30. Профилактика профессионального выгорания клинического психолога. Супервизия
- Психологический стресс и синдром выгорания.
- Индвидуально-личностные характеристики как фактор профессионального выгорания.
- Структура и признаки профессионального выгорания.
- Развитие навыков саморегуляции как внутреннего ресурса клинического психолога.
- Особенности системно-функциональных механизмов саморегуляции.
- Особенности преодоления синдрома выгорания клиническим психологом.
- Этапы и формы профилактической работы по выгоранию клинического психолога.
- Самообновление как основной фактор преодоления профессионального выгорания.
- Супервизия и ее роль в коррекции профессионального выгорания клинических психологов.
Практические задания:
Групповое: анализ рабочей ситуации с позиций профессионального выгорания.
Индивидуальное: разбор предложенного кейса по рабочей ситуации.
31. Практикум по клинической психологии
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Критерии психологической нормы.
- Патопсихологические критерии нарушения психической деятельности.
- Нейропсихологический подход к проблемам психического функционирования.
- Оценка психосоматического риска и психологических основ здоровья.
- Личностные расстройства и их определение.
- Отклонения в индивидуальном развитии психически здоровых лиц. Клинические аспекты геронтопсихологии.
Итоговая аттестация
- Проводится в форме тестирования.
- Включает случайные тестовые вопросы всех дисциплин.
- Решение практической задачи (оценивается преподавателем).
Ответить
0 комментариев